Tilda Publishing
декабрь 2021
18+
<
Как в Белгороде появилась частная арт-резиденция «АРТА»
Автор: Екатерина Фисенко | декабрь 2021
Создатели частной арт-резиденции «АРТА» Андрей Мингазов и Владимир Пакулин рассказали о том, как создавалась и развивалась концепция галереи, и обсудили с Екатериной Фисенко культурное пространство города.

— Как пришла идея создать арт-пространство?

Андрей Мингазов, организатор, врач-психиатр: Место построено моим папой, здесь планировался бассейн. Папа, к сожалению, ушёл из жизни. Этот бассейн маловат, я забил его досками. Несколько лет дом и пристройка стояли и мозолили мне глаза. Пространство, которое не наполнено человеческой энергией начинает ветшать — такая закономерность.

Я долго думал, как придать значение дому и какую пользу он может принести. В период первого карантина я решил привести всё в порядок. Для меня это не характерно: я всю жизнь занимался наукой, работал на кафедре, а тут взял в руки молоток, краски, кисти и начал приводить место в нормальный вид. Некоторую деревянную мебель, кстати, сделал в столярной мастерской здесь же. Мне понравилось работать руками, это была некая эмоциональная разгрузка. Возникла идея сделать пространство, куда могли бы прийти люди и работать руками, чтобы изменить психическое состояние. Я поделился идеей с Володей.

Владимир Пакулин, организатор, специалист ВЭД (внешняя экономическая деятельность): Я дружу с белгородским художником Григорием Новиковым, и летом 2020 года, когда Андрей предложил сделать место для арт-терапии, начали вместе обсуждать, думать. Открылись 4 сентября прошлого года.

Мингазов: Всё выросло из идеи арт-терапии. В итоге, я сделал «АРТУ» в память о папе.
— С какими трудностями вы столкнулись?
Мингазов: Для нас это совершенно новая деятельность. Технические сложности на первых мероприятиях возникали из-за неопытности, приходилось решать их на лету и учиться. К тому же, о нас знало мало людей, и чтобы привлечь творческих деятелей и аудиторию, нужно было прилагать усилия. Постепенно набираемся опыта и уже чувствуем себя уверенней в организации мероприятий.
— А вы чем-то вдохновлялись? Какими-то подобными местами в России или в других странах?
Пакулин: Я слышал о них и всё. Нет такого, что вдохновился и думал «вот бы арт-резиденцию сделать». Это на слуху было, а в какой-то момент пазл сложился: и пространство есть, и идея, и люди, которые об одном и том же думают.
— Какие у вас любимые писатели и художники?
Пакулин: Писатели любимые — это Сартр, Гессе, Достоевский, Платонов. Любимый художник — Фернан Леже. Особенно нравится, что он может обобщить какую-то идею: рисует не конкретные предметы, а именно их образ. Мне близок такой подход.

Мингазов: Из писателей люблю Достоевского, Толстого и Пушкина. Это те классики, которых никто не сможет превзойти, и я готов перечитывать их много раз. Из современных нравится Водолазкин, недавно читал «Авиатор» и «Лавр». Что касается художников, я, наверное, буду банален: море люблю, Айвазовского люблю. Из современных сложно сказать… Бэнкси. Правда, он сам себя художником не называет, но его идеи и воплощение шикарны!
— Расскажите о мероприятиях, которые вы проводите.
Пакулин: Площадка позволяет проводить всё: и выставки, и концерты, и кинопоказы. Необходимое оборудование есть. Конечно, арт-резиденция предполагает некую визуальную часть, поэтому есть постоянно действующая галерея. Сюда люди могут приходить, покупать картины. Помимо этого, мы проводим тематические временные выставки.

Мингазов: Стараемся вовлекать гостей в организацию праздника, делать так, чтобы они не просто пришли, посмотрели и ушли. Гости сами поют, танцуют, выходят на дефиле, читают стихи на наших встречах. Когда проводятся поэтические вечера, есть формат свободного микрофона. Также с караоке. У нас почти каждый вечер заканчивается караоке, чтобы энергию правильно закрывать (люблю это выражение). После выступления артистов все желающие поют. Атмосфера «АРТЫ» позволяет самовыражаться без страха, что тебя закидают помидорами. Хотим, чтобы каждый из пришедших себя как-то проявил, дал и получил обратную связь. Наша фишка в том, что гости во время мероприятия имеют возможность встать и пойти попить чай, поговорить, посмотреть другие локации. Это не возбраняется и не считается плохим тоном, потому что хочется создать свободную атмосферу.
— Такая концепция свободы была изначально или подобное отношение пришло со временем?
Мингазов: «АРТА» формировалась как территория общения художников с публикой. В галереях не удовлетворяется потребность художников в получении обратной связи и потребность гостей эту связь дать. Изначально мы старались создать условия для свободной, неформальной атмосферы: стол, чай, конфеты, сушки, возможность перемещаться по резиденции.
— Есть мнение, что Белгород провинциальный и ему не хватает культурных мест. А нужно ли это городу? Может быть позволить ему остаться провинциальным?
Пакулин: Всегда город тяготеет к тому, чтобы была большая плотность интересных событий. Нельзя сказать, что какого-то количества культурных площадок будет достаточно Белгороду. Если вы меня спросите в любом городе: нужно ли ещё организовывать мероприятия и открывать пространства? Я отвечу — конечно нужно!
— Может быть Белгороду не хватает в плане искусства чего-то конкретного?
Пакулин: Не хватает «свежей крови». Нужно, чтобы больше художников и других творческих деятелей приезжали из других регионов и стран. Сейчас происходит варение в самом себе: белгородские художники выставляют картины, которые публика уже видела.
— Как исправить ситуацию?
Пакулин: Привлекать творческих людей, распространять информацию об «АРТЕ», о том, что есть возможность выступить здесь. Это не только наша обязанность, город тоже должен быть заинтересован, но он принимает слабое участие.

Мингазов: Я бы попробовал организовывать больше событий для молодой аудитории.
— В «АРТЕ» есть такие события?
Мингазов: Недавно прошёл осенний бал «Провинциальные забавы в дворянском стиле», на котором было много молодых ребят. Мы удивились, что молодое поколение интересуется своей историей и старается с ней познакомиться: участники шили стилизованные наряды, тщательно готовились. Было видно, что им это интересно. Белгороду не хватает неординарных событий. Например, дискотеки с современной музыкой стали обыденностью, а чего-то стилизованного, традиционного нет.

Пакулин: То есть, отвечая на вопрос, как исправить ситуацию с культурными мероприятиями, скажу — экспериментировать с форматами. Использовать форматы, которые кажутся устаревшими, что-то привносить новое, чтобы они смотрелись современно.
— Существует стереотип, что в небольших городах люди не очень любят посещать культурные места. На ваш взгляд, белгородцы тянутся к культурным мероприятиям или это особо не актуально в нашем городе?
Пакулин: Люди любят посещать места, в которых им интересно. Если просто сделать выставку ради галочки, никто не пойдёт. Формально мероприятия проводятся, а интересных не так много. Проблема не в том, что люди не тянутся к культурным событиям, а в том, что мало кураторов, которые хотели бы работать над хорошими проектами.

Мингазов: Это именно стереотип, как вы и говорите. Я сам приехал из Челябинска, там люди более сдержаны в своих эмоциях и культурных событий намного меньше, но никто не переживает. А белгородцы очень заинтересованы и говорят: как здорово, что вы открылись, таких мест не хватает. Чувствуется, что у людей есть потребность в открытии новых мест, создании форматов, событий. Это здорово значит есть перспектива развития.
— После локдауна в 2020 году появилось много культурных мероприятий в онлайн режиме, стало легче потреблять информацию об искусстве. Как думаете, изменилось ли отношение к культурным местам у людей после локдауна?
Пакулин: Люди приспособились, освоили онлайн поле, стали пользоваться такими возможностями, но ничего не заменит офлайн мероприятий и, думаю, отношение не изменилось. Посмотреть в интернете это лучше, чем ничего, но хуже, чем прийти увидеть картины вживую, пообщаться с людьми с глазу на глаз.
— Какие у вас планы на будущее? Каким видите развитие «АРТЫ»?
Мингазов: «АРТА» приобретает имидж места, где не просто что-то происходит, а где люди отдыхают душой, как в клубе по интересам. В перспективе бы хотелось видеть развитие этой клубной атмосферы. Надеемся, что к нам будут приходить более известные люди и доверять организацию мероприятий с их участием, наша популярность будет расти, проект будет становиться масштабнее.

Пакулин: Надо сказать, что мы ещё щупаем направления. В перспективе хотим пробовать разные форматы, как например, ранее говорили об осеннем бале он у нас был впервые, но вполне может стать ежегодным.
— В чём вы видите свою основную задачу?
Андрей: Наша главная задача, чтобы человек, приходя сюда, немного остановил время. Мир живёт в суете, в постоянной спешке. Хочется, чтобы гости «АРТЫ» смотрели вокруг себя, отдыхали, прикасаясь к искусству.

Что не так с уличным искусством в Белгороде
Даниил Говоров беседует с художниками ZTWINS (братья Анатолий и Юрий Зеленские).
Из Голливуда в Белгород
Киноиндустрия не знает границ — фильмы создают интернациональные команды, европейские критики хвалят азиатские новинки, а в маленьких провинциальных кинотеатрах крутятся голливудские блокбастеры. Директор Центра кино «Победа» Сергей Пирожков рассказывает, как фильмы попадают на экраны белгородских кинотеатров.
О каком доме мечтают студенты ФЖ
Мария Сорокина расспросила студентов ФЖ, каким они представляют дом мечты, и спроектировала интерьеры в видеоигре The Sims.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website